Лев Борисович Маврин — знаковая фигура в истории всего отечественного воздухоплавания. Все его рекорды, заслуги и достижения определяются, как он сам однажды сказал, «непреходящей, фанатической любовью к воздухоплаванию».

Эту любовь видели и чувствовали все, кому посчастливилось пообщаться со Львом Борисовичем. Она вдохновляла и заряжала других невероятно светлыми эмоциями, наполняла смелостью, открывала особый взгляд на жизнь — романтический, добрый, заботливый. Этой любовью продолжит жить вся команда Федерации воздухоплавательного спорта Рязанской области, которую создал Лев Борисович в 2005 году.

Лев Борисович Маврин:

26 сентября ушел из жизни Лев Борисович Маврин. Мы выражаем родным и близким самые искренние и теплые слова соболезнования и сочувствия.
«Непреходящая любовь к воздухоплаванию»
Видео: Елена Абрамова

«Небо России» – первая страница отечественного воздухоплавания

Лев Борисович пришел в мир воздухоплавания в 39 лет. Будучи работником рязанского управления магистральных нефтепродуктов, однажды он просто почувствовал невероятную тягу к небу, которая пересилила всё остальное и полностью изменила привычный уклад жизни.
— Обычно все происходит загадочно и необъяснимо. Как-то вечером, сидя на кухне с другом юности Михаилом Малаховым (путешественник, Герой России, почетный полярник, почетный гражданин Рязани — прим. ред.), мы обсуждали, какое очередное великое дело сделать, — рассказывал Лев Борисович в одном из своих интервью. — Возникла идея, что нужно провести фестиваль воздухоплавания. Вот так сидели на кухне и придумали! Это был первый фестиваль воздухоплавания на территории России, мы организовали его в мае 1990 года. В этом фестивале приняли участие 26 экипажей из Европы и Америки, была одна команда из Москвы, представляла Союз Советских Социалистических Республик. Тогда я сам еще не был пилотом. Поистине, все великие дела начинаются с чьей-то кухни.
В далеком 1990 году Лев Борисович с единомышленниками провел первый в Советском Союзе Международный Фестиваль воздухоплавания «Небо России».
Фантастическое событие для всего Союза — Фестиваль «Небо России» — сделал воздухоплавание визитной карточкой Рязани. В 2022 году он прошел в Рязани уже в 20-й раз и будет продолжать объединять всех неравнодушных к небу.

Полеты по миру с мыслью о единстве

Лев Борисович многократно выступал организатором фестивалей воздухоплавания по всей стране. Яркие аэростаты международных команд пилотов-воздухоплавателей украшали такие города как Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Орёл, Калуга, Северодвинск.
Бережно относясь к истории своей Родины, Лев Борисович организовывал события так, чтобы приурочить их к важным историческим датам.

Через воздухоплавание он пытался донести важные истины и ценности.

Так, в в 2010, 2012, 2014 и 2018 годах были совершены полеты двух тепловых аэростатов с самой большой по площади Георгиевской лентой — 599,4 м² (81 м х 7,4 м).
Посещая самые крупные в мире фестивали воздушных шаров в Альбукерке (штат Нью-Мексико, США), Лев Борисович мечтал, чтобы подобной красоты зрелище украшало и российские города. Участвовал в фестивалях в Европе, организовывал в Ираке, Армении. Снова и снова он открывал радость воздухоплавания тысячам людей по всему миру.

«Сделать то, чего не делал никто»

На счету Льва Борисовича — самые настоящие рекорды в области воздухоплавания. Казалось бы, легко и играючи он делал то, о чем другие не могли и подумать.

Например, 1 апреля 2002 года Лев Борисович совершил свой легендарный пролет на тепловом аэростате под мостом самого глубокого каньона реки Вердон во Франции. Ширина каньона 30 метров, глубина 182 метра. Диаметр оболочки 18 м.
— В 2003 году мой друг бейсер (бейсджампинг — экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов — Прим. ред.) Дима Киселев пригласил меня в Альпы Верхнего Прованса, во Францию, — рассказывал Лев Борисович. — Он хотел поехать к Вердонскому каньону — излюбленному месту для прыжков, куда приезжают бейсеры со всего мира. Тогда никаких целей я перед собой не ставил. Просто приехал с командой… Посмотрел на стены каньона под 600 метров высотой. Образное впечатление таково: отполированная и блестящая на солнце стена, утыканная большими «крючками и иголками» для ловли воздухоплавателей. Моя задача была простой — совершить полет в каньоне, тогда и речи не шло о том, чтобы совершить пролет под мостом Большого Вердонского Каньона. Воздушный шар перемещается ветром, это не самолет. Нужно понять, какой ветер живет в чреве каньона, чтобы он безопасно тебя переместил. Окончательное решение все пилоты-воздухоплаватели принимают в точке старта. Тогда профессиональный опыт полетов в горах Кавказа подсказал мне: чтобы совершить полет под мостом, нужно подплыть к середине каньона, «упасть» метров на 100 в глубину, и уже там, на глубине, ветер повернет на 90 градусов, и полет под мостом в ограниченном пространстве состоится. Так все и произошло. На мое предложение лететь со мной в каньоне под мостом никто не согласился — ни съемочная группа, ни друзья-бейсеры. Я полетел один.
Особое место в деятельности Льва Борисовича занимали полёты на Северном Полюсе. Он летал там трижды вместе с командами воздухоплавателей других стран.

7 февраля 1998 года (Красноярский край, г. Хатанга) был совершен легендарный полет при температуре минус 43 градуса Цельсия.

Экспедиции на Северный полюс, по словам Льва Борисовича, «дали возможность еще раз показать силу духа, еще раз воспользоваться накопленным полярным летным опытом».
Большое внимание Лев Борисович уделял полетам и в районе Приэльбусья. 30 марта 2004 года был совершен первый свободный полет в Баксанском ущелье, Кабардино-Балкарская республика. Лев Борисович прорабатывал вопрос перелета через Эльбрус и изучения района посадки. И этот вопрос удалось реализовать! В Июне 2019 года перелет через Эльбрус совершил сын Льва Борисовича, пилот-воздухоплаватель Александр Маврин.
— У меня нет такого понятия, как «свободное время», я быстро переключаюсь с одного дела на другое, — признавался Лев Борисович. — Я все умею делать своими руками — шить, вязать, строить, готовить. Еще могу планировать, уговаривать и реализовывать.

По этому же принципу был поставлен рекорд России 8 октября 2010 года, когда на одной оболочке был совершен полет аэростата сразу с 5 корзинами.

Отвечая на вопросы, насколько сложно само по себе воздухоплавание, Лев Борисович подчеркивал важность профессионального опыта.

— Ты планируешь сделать то, чего в мире никто не делал, исходя из своего профессионального опыта. Не может быть «если». Ты должен быть на сто процентов уверен, что сможешь сделать это безопасно и красиво, — рассказывал он.

С любовью к Рязани

Лев Борисович пролетел на воздушном шаре над всеми континентами, кроме Австралии. Но, как он признавался, самые яркие впечатления о Земле он получил именно над Рязанью.

— У нас в Рязанской области — лучшая полетная зона. Здесь хочется летать!
Настоящую любовь Лев Борисович питал к весеннему половодью. О полётах над рязанским половодьем он мог рассказывать бесконечно.
— Не отказывайте себе в возможности увидеть результат деятельности древней Оки, запечатлённый в пределах её поймы!, — писал Лев Борисович в своей книге. — Уникальная возможность увидеть знаменитые окские меандры с высоты птичьего полета для воздушных путешественников на тепловом аэростате.

Пойменные луга располагаются на мозаике ярких и разнообразных комплексов аллювиального рельефа. За этим непривычным термином скрываются пойменные местоположения, являющиеся ровесниками египетских пирамид. Ровные как стол поверхности покоятся на илах, возраст которых измеряется тысячелетиями, а гривистый рельеф позволяет увидеть миграцию главной реки Рязанской области во времена великой Российской империи.

«Мы воспитываем своих детей, чтобы отдать им ключи от неба»

Воздухоплаванию посвятил свою жизнь сын Льва Борисовича Александр Маврин, который уже успел совершить тот самый перелет через Эльбрус, который планировал вместе с отцом.
Первый внук Льва Борисовича, Владимир Ермаков, начал летать с дядей и дедом лет с пяти. 31 мая 2012 года он получил свидетельство пилота теплового аэростата, став самым молодым российским пилотом-воздухоплавателем. Сегодня Владимир Ермаков является одним из ведущих пилотов Федерации воздухоплавательного спорта Рязанской области, активно участвует и побеждает в международных и общероссийских соревнованиях.
При подготовке материала были использованы фотографии Олега Буцкого, Андрея Абакумова, Елены Абрамовой, Евгения Баранцева, Марии Аверкиной, Павла Артамонова, Екатерины и Надежды Елизаровых, а также выдержки из интервью агентству МедиаРязань
Совсем недавно, 17 сентября 2022 года, вместе с командами воздухоплавателей из других городов Александр Маврин, впервые в истории воздухоплавания, совершил перелёт на воздушном шаре через Сулакский каньон (Республика Дагестан).
Дочь Льва Борисовича Ольга Львовна Ермакова ежегодно участвует в организации и проведении Фестиваля «Небо России», занимается координацией полётов, организуемых Федерацией воздухоплавательного спорта Рязанской области.

Дело Льва Борисовича Маврина продолжит жить в наших сердцах

Команда Федерации воздухоплавания Рязанской области продолжит всё начатое Львом Борисовичем. Уже в начале октября мы с вами увидимся на Фестивале воздухоплавания «Золотая осень». В новом 2023 году мы, как и прежде, встретимся на Фестивале «Небо России»!

А уже в апреле 2023 года мы планируем провести новый Фестиваль воздухоплавания «Большая вода», который посвятим светлой памяти Льва Борисовича Маврина, его бесконечной любви к Рязани, небу и невероятным пейзажам, которые нам дарит весенний разлив Оки.

О воздухоплавании из первых уст

Авторский буклет Льва Борисовича Маврина
Специально к 30-летию Фестиваля мы подготовили исторический буклет с основными вехами развития.
Вы можете скачать его совершенно бесплатно и стать ближе к удивительной истории уже сейчас.
Made on
Tilda