АУДИОГИД о рязанской области

Рязанская область
Сделайте своё время в пути максимально полезным и интересным. Вы можете слушать аудиогид на нашем сайте или, лучше — воспользоваться приложением izi.TRAVEL. Скачайте приложение заранее, чтобы прослушивание было возможно даже на участках с нестабильной сотовой связью.

А ещё, мы составили для вас плейлисты на Яндекс.Музыке. Это произведения К. Г. Паустовского, стихи С. А. Есенина и песни на стихи С. А. Есенина.

для гостей фестиваля «Небо России»

Приложение izi.TRAVEL

В приложении izi. TRAVEL вы найдете аудиогиды по 3 тысячам городов и 2,5 тысячам музеев 110 стран мира на 70 языках. Рязанская область не стала исключением.

По пути на фестивальную площадку сотовая связь работает не очень стабильно, поэтому мы рекомендуем вам предварительно скачать приложение и при выборе нужного аудиогида так же сохранить его на свой смартфон.

Главное включить GPS, тогда приложение будет отслеживать вашу геолокацию и озвучивать все достопримечательности которые загружены в маршрут.

Доступные аудиогиды

Основной аудиогид по пути на фестивальную площадку «Неба России». Узнайте больше о самом большом археологическом городище страны.
1 час
текстовые описания
Аудиогид для путешествия на родину поэта Сергея Есенина.
45 минут
текстовые описания
Информация о туре
!
Рязанский Кремль
1
Река Ока
2
Село Шумашь
3
Дубровичи
4
Алеканово
5
Мурмино
6
Немного истории
7
Спасск-Рязанский
8
Спасский музей
9
Мост через Оку
10
Старая Рязань - столица Рязанского княжества
11
Фатьяновка
12
Село Исады
13
Информация о туре
Крупнейший город Древней Руси, столица независимого Рязанского княжества, Русская Троя, единственный из средневековых русских городов, превративший в классический «мертвый город», — все это Старая Рязань.

При его упоминании сразу вспоминаются события монголо-татарского нашествия. Судьба древней столицы Рязанского княжества трагична: разоренный Батыем город не смог возродиться. Сегодня на его месте находится самое большое археологическое городище России.

В наши дни Старая Рязань привлекает ученых и простых любителей старины, романтиков и тех, кто устал от традиционных маршрутов.

Предлагаем и вам совершить путешествие в город, которого нет, и открыть для себя одно из главных мест силы Рязанского края, потренировать воображение, послушать местные легенды и, возможно, по-другому посмотреть на события многовековой давности.

Поездка на машине займет чуть более часа. А первым пунктом нашего маршрута станет современная Рязань.
Рязанский Кремль
Современная Рязань изначально именовалась Переяславлем-Рязанским. Первое письменное упоминание о городе относится к 1095 году. Его основателем принято считать князя Ярослава Святославовича, внука киевского князя Ярослава Мудрого. Крепость была заложена на высоком холме при слиянии 2-х рек: Лыбеди и Трубежа. Скорее всего, эти названия имеют киевское происхождение.

В центре, на холме, возвышался великокняжеский терем-дворец в окружении боярских усадеб и храмов. Здесь же находились амбары, лабазы и прочие хозяйственные постройки. Поскольку пространство холма было ограничено, все они ставились почти вплотную друг к другу. Дальше по берегам рек и озёр, теснились жилища и мастерские ремесленников. Прочие горожане-переяславцы жили в рубленых избах с дощатым либо глиняным, обожжённым, полом.

После разорения Старой Рязани Переяславль-Рязанский постепенно превратился в столицу княжества. А в 18 веке он унаследовал ее исконное название. От средневековых укреплений Переславля-Рязанского остался лишь крепостной вал — сооружение XIII—XVII вв. Вплоть до 18 века на валу располагались деревянные стены и башни кремля, но позднее они были разобраны, так как город утратил свое оборонительное значение.


Одним из символов современной Рязани считается памятник богатырю Евпатию Коловрату — герою «Повести о разорении Рязани Батыем». Коловрат был одним из послов, которых рязанский князь отправил просить помощи у соседей. Но попытка оказалась неудачной — ответом был отказ. Е. Коловрат вернулся домой ни с чем и застал на месте Старой Рязани лишь пепелище. Тогда он решил во что бы то ни стало отомстить врагам. В повести сказано:

«Евпатий с дружиной начали сечь застигнутого врасплох врага без милости и пощады. Страшен был сам ЕвпатийКоловрат, удалой воин-богатырь. Когда меч его притуплялся, он бросал его, поднимал с земли другой и снова шёл в бой, татарские полки проезжая, словно косой проходя по полю. Монголы в ужасе бежали, говоря, что мертвая Рязань встала на месть».

Войско Евпатия внезапно появлялось из лесов, отсекала часть ордынцев от главных сил, и начиналось избиение татар. Когда же на помощь отрезанным полкам прибывало подкрепление, рязанцы прекращали бой и быстро исчезали в лесу.

Отряд Коловрата насчитывал 1700 человек. В ходе партизанской войны от действий отряда пострадали несколько тысяч монголо-татар. Но в одном из боев Евпатий Коловрат погиб в неравной схватке. В повести сказано, что Батый оказал ему все необходимые воинские почести.

Образ Коловрата ни раз упоминается в искусстве. Именно этому богатырю посвящено одно из первых произведений Сергея Есенина.

…Не заря течет за Коломною,
Не пожар стоит над путиною —
Бьются соколы-дружинники,
Налетая на татаровье.

Всколыхнулось сердце Батыя:
Что случилось там, приключилося?
Не рязанцы ль встали мертвые
На побоище кроволитное?

В 1985 году был снят мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате», а в 2017 году на большие экраны вышел фильм «Легенда о Коловрате», где главную роль исполнил рязанец Илья Малаков.
Река Ока
Старинная русская река Ока своим величием и полноводностью превосходит многие известные мировые водоемы. В рейтинге восточно-европейских рек она занимает четвертое место.

Впервые Ока упоминается в летописи XI в. Единого толкования о происхождении названия не существует. Но проводят аналогию с латинским словом «agua» — вода. Известно, что в 9−10 веках чужестранцы называли Оку «Русской рекой», «рекой Рус».

Ока, её пойма кормили и поили Русь задолго до того, как в столицу и её окрестности стал поступать хлеб с чернозёмов Дона и Волги. Один венецианский купец, посетивший Московию в XV веке, отмечал, что с Волги в столицу можно попасть по Оке, что прилежащие к Оке земли «изобилуют хлебом, мясом, мёдом».

На берегу Оки, в 30 км от современной Рязани, находится св. Иоанно-Богословский монастырь. Точная дата его основания неизвестна, но во время нападения хана Батыя на Русь он уже существовал. Причем, уже тогда обитель была довольно богатой и представляла интерес для захватчиков. Казалось, что монастырь обречен. Но согласно легенде, хану во сне явился Иоанн Богослов и запретил трогать обитель.

Еще одно предание повествует, что при атаке на Богословский монастырь Батый был устрашен видением Иоанна Богослова, после чего ослеп. Все версии сходятся в одном: хан не только не тронул обитель, но и оставил на главной святыне — иконе Иоанна Богослова — свою золотую охранную печать. Она надежно защищала монастырь от набегов кочевников ни одну сотню лет. Однако в XV веке крымские татары впервые нарушили запрет Батыя и сожгли монастырь.

В XVI веке обитель два раза разорялась татарами. А в 1653 году рязанский архиепископ Михаил использовал Батыеву печать на позлащение водосвятной чаши. Сегодня ее можно увидеть в рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. А теперь предлагаем немного сменить тему и поговорить об истории сел, которые встречаются на нашем пути.
Село Шумашь
Окрестности села были заселены с давних пор. Близ Шумаши археологом Василием Городцо́вым была обнаружена стоянка людей каменного века XII — XV тысячелетия до н. э.

В письменных источниках оно впервые упоминается в начале в 16-го столетия. Тогда село входило в состав владений рязанских бояр Кобяко́вых, сторонников последнего рязанского князя Ивана Ивановича. В 1521 г., когда он бежал из Москвы, Кобяковы приютили его в своей вотчине и оказали поддержку в борьбе с великим московским князем за Рязанский престол. Как отмечает предание, и само название села произошло от этих событий (наделало много шума).

Село всегда было достаточно крупным. В 1793 г. в Шумаши была построена каменная церковь с приделами во имя святителя Николая и Успения Божьей матери.

В начале ХХ в. в селе активно развивались промышленные предприятия, работали ватоклеильные заведения, крахмальные заводы. Здесь же развернулась торговля скобяными товарами и нефтепродуктами.
Дубровичи
Село Дубро́вичи — родина знаменитого русского и советского археолога Владимира Городцо́ва, автора более 200 научных трудов. Городцов одним из первых открыл и исследовал палеолитические жилища. В результате многолетних работ создал классификацию и периодизацию культур эпохи бронзы лесной и степной полосы Европейской части России. Плодотворно исследовал памятники раннего железного века. В результате раскопок у с. Городец им выделена своеобразная культура раннего железного века — городецкая.
Городцов первым провел масштабные раскопки на Старой Рязани и на территории кремля Переяславля — Рязанского.

Занимался ученый и историей Дубровичей.
«По преданию, — пишет Василий Алексеевич, — основание села относится к глубокой древности и первое его имя было „Курганы“. В то время село занимало место значительно севернее, на берегу р. Черной или Ятова болота. Старожилы указывают месторасположение с. Курганы. А поводом перенесения села послужило троекратное чудесное явление иконы Николая Чудотворца в дуброве как раз на месте, где стоит нынешняя церковь. Затем последовало переселение всех жителей в дуброву, именем которой назвали новое село, Курганы же мало-помалу запустели».

До 30- х годов 15 столетия село Дубовичи (тогда ещё писали именно так) было казённым, но затем оно становится владельческим и с этого времени довольно часто переходит из рук в руки. Местные земли были довольно плодородны, а потому очень привлекательны.

Еще одна интересная особенность Дубровичей — органичное переплетение древности и повседневного быта.

Не случайно В. А. Городцев в одном из публичных докладов вспоминал:
«В конце шестидесятых годов 19 века в селе распространилась совершенно необычная игра в «черепки», под которыми разумелись небольшие камешки, добываемые или на поверхности «плотинных неолитических жилищ» на холме «Черепков», или на месте богатейшей неолитической мастерской кремневых орудий. Игра заключалась в том, чтобы сложенные в пирамидку камушки сбить с определенного расстояния плоским, более крупным камушком — «битком».

Выигрыш зависел в большей степени от гладкости битка и игроки старались отыскивать полированные кремневые топоры и пользоваться ими как «битками». Какое огромное количество неолитических орудий погибло благодаря этой игре, трудно себе и представить!"
Алеканово
В старину это село называлось Альха́ново (Ольханово).
Откуда пошло название краеведы однозначно сказать не могут, но есть общая версия, что связано оно с финно-угорскими племенами. В переводе «олха́не», или «олыкане» — это «люди при лугах». Местное же коренное население произносит имя своего села как «Ляка́ново». На языке пермских народов «ляка́н» обозначает «нечто колеблющееся, колышущееся», либо же «топкое, трясинное место».

Но однозначно пойменные луга Оки в течение многих лет определяли хозяйственную направленность занятий населения.

История собственно села — это список с завидной частотой сменяющих друг друга знатных владельцев. В документах первое упоминание об Алеканово можно найти в писцовых книгах за 1636 год. Селом тогда владел окольничий Михаил Матвеевич Бутурли́н. Жизнь этого человека была довольно яркой. Бутурлин успел послужить самозванцу Лжедмитрию Второму, причём, как утверждают источники, — ревностно. Помогал Лжедмитрию бежать из Тушина в Калугу, и даже убил тамошнего воеводу ради того, чтобы калужане приняли самозванца. В самом же Алеканово в те времена никаких значимых событий не происходило.

Зато в конце XIX века село Алеканово прогремело на весь мир. В 1897 году археолог Василий Городцов обнаружил рядом с селом керамический сосуд, в котором признали погребальную урну, с надписями, датированными впоследствии учёными IX веком нашей эры. Страсти в ученом мире тогда кипели нешуточные! Эта находка опровергала несколько гипотез и подтверждала, что письменность, схожая со скандинавскими рунами, у славян появилась намного раньше.

При первом знакомстве с надписью Городцов предположил, что знаки алекановского сосуда отчасти похожи на руны, а отчасти на родовые клейма. Чуть позже он выдвинул другую гипотезу: знаки представляют собой литеры неизвестного письма, а комбинации их выражают мысли мастера или заказчика. С предложением разобраться в значении надписи Городцов обратился к коллегам. Тогда-то и началась настоящая эмоциональная схватка между видными лингвистами. Было выдвинуто несколько версий, но к единому мнению ученым придти не удалось. Алекановская надпись так и осталась нерасшифрованной.
Мурмино
Первые сведения о селе относятся к 1636 году. В переписной книге сельцо Муромино значится за окольничим Михаилом Бутурлиным, который был награждён земельным владением за заслуги на государевой службе под Вязьмой. Род Бутурлиных владел селом ещё 70 лет. После Муромино ненадолго перешло к князьям Долгоруким.

XVIII век запомнился мурминцам открытием кружевной фабрики. Село приобрело славу за счёт кружев, которые вывозились купцами за море. Конкретной даты основания фабрики нет, известно только, что около 1821 года на её базе открылась Мурминская суконная фабрика, и с тех пор она семь раз продавалась и покупалась купцами.

Широкий резонанс во всей России получил так называемый бунт крестьян села Мурмина в 1857 году. Местный помещик Николай Филиппович Павлов жестоко эксплуатировал крепостных на суконной фабрике: заставлял их возить дрова для паровой машины и в праздничные дни, запрещал им пользоваться валежником для топлива из лесов, вплотную прилегающих к селу, продавал хлеб из общественного амбара. Крестьяне настолько обессилели, что выпросили из столицы ревизора. Результатов это не принесло, и тогда они послали в Петербург ходоков с жалобой на имя министра внутренних дел. Их задержали по дороге за «неимение письменных видов» и арестовали. Возмущенные крестьяне перестали подчиняться управляющему, фабрика остановилась.

Для расправы над непокорными в село прибыли рязанский губернатор Новосильцев и 250 солдат гарнизона. Крестьян под дулами ружей поставили на колени. Поднесенные хлеб—соль губернатор опрокинул и разбросал. Забастовщиков всенародно секли розгами и многих отправили на каторгу. На экзекуции присутствовал и хозяин фабрики Павлов. Он требовал не давать никому пощады и сечь даже седых стариков.

Так уж случилось, что мурминские события каким-то образом получили широкую огласку. Писатель Александр Герцен, известный критик крепостного права, откликнулся на события статьями в газете «Колокол», в которых с гневом осудил «подвиги» царского сатрапа губернатора Новосильцева, а Павлова наградил титулами «рыцарствующий победитель Мурмина».
Не остался в стороне и поэт Некрасов. Под впечатлением от происшествия в Мурмино он написал стихотворение «Бунт»:

.Скачу, как вихорь, из Рязани,
Являюсь: бунт во всей красе,
Не пожалел я крупной брани —
И пали на колени все!
Задавши страху дерзновенным,
Пошел я храбро по рядам
И в кровь коленопреклоненным
Коленом тыкал по зубам…

Сразу же после отмены крепостного права мурминские крестьяне приступили к выкупу земель у помещиков. На это ушло 5 лет.
Немного истории

А теперь предлагаем вернуться к истории Древней Руси.

Старая Рязань стала первым русским городом, уничтоженным войсками хана Батыя. Но угроза для Руси со стороны степняков возникла значительно раньше.

Первое столкновение русских войск с кочевниками произошло в 1223 г. на реке Калке. Летописная повесть об этой битве дошла до нас в двух редакциях.


Повесть обстоятельно излагает ход событий. Весть о появлении «языка незнаемого» (неизвестного народа) принесли в Киев половцы.


Именно они первыми столкнулись с монголо-татарскими полчищами. Весть эта была встречена с крайним недоумением: «Явились народы, которых как следует никто не знает, кто они, откуда пришли, каков язык их, какого они племени, какой веры, и зовут их — татары, а иные говорят — таумены, а другие называют их печенегами…» Автор повести ссылается на философско-исторический труд «Откровение», созданный в Византии, по-видимому, во второй половине VII в. На его основе и дается религиозно-моралистическая трактовка события: приход «языка незнаемого» — следствие наказания божия за грехи, предзнаменование конца мира.


Битва на Калке — одно из самых тяжелейших поражений русских войск за всю их историю. Южная Русь была обескровлена потерей тысяч лучших воинов. По летописным данным, погибло девять из десяти воинов отправившихся в поход. Среди них было 12 князей, включая князей Киева и Чернигова. До нашествия войск Бату-хана южнорусские земли не смогут восстановить свой боевой потенциал.


Народное сознание связывало с битвой на Калке сказание о гибели русских богатырей. Отзвук былины о том, как перевелись богатыри на Русской земле, можно найти в списках повести XV—XVI вв. Они сообщают, что на Калке погибли не только шесть Мстиславичей, но и Александр Попович, его слуга Торопец, 70 храбрых богатырей и Добрыня Рязанич Златой Пояс. Последний тесно связан с Рязанской землей.


Согласно легендам родился Добрыня в Шилово. Федор Буслаев, один из самых известных филологов прошлого, заметил: «…Если Муромская земля соединила свои поэтические предания с идеалом Ильи Муромца, то соседняя с нею область Рязанская усвоила себе идеал княжеский в лице вежливого и грамотного Добрыни Никитича».


Народная традиция связывает с именем Добрыни Никитича два места в Шиловском районе. Это ныне существующий Добрынин остров, расположенный между селами Ера́хтур и Рубе́цкое и, уничтоженный в 20-ых годах, Добрынин курган у пос. Прибрежный. Неподалеку от него в наши дни проводится историко-фольклорный праздник «Слава Добрыни», посвященный богатырю.

Спасск-Рязанский
Небольшой городок Спасск неразрывно связан со Старой Рязанью. Местные поверья даже гласят, что он был основан выжившими жителями Старой Рязани и название своё якобы получил от слова «Спасение» (основан теми, кто спасся).

Ученые, правда, придерживаются другой точки зрения: тогда на месте Спасска находился городок Заре́ческ. Он прекратил свое существование вместе со Старой Рязанью. В XV веке на месте современного города был основан Спас-Зарецкий монастырь, а село, располагавшееся по соседству, приписали к нему и назвали, как и монастырь, Спасским.

В 1778 году Екатерина II провела в стране административно-территориальную реформу, в результате чего село Спасское получило статус уездного города. Но чтобы стать полноценным городским поселением, нужно было изменить застройку, выпрямить улицы и выровнять дома. Денег на это не было, поэтому Спасск еще долго внешне больше походил на село. Все изменилось в 1795 году, когда крупный пожар уничтожил 80% городских построек, и Спасск был отстроен заново уже по городским правилам.

В 18 веке здесь было открыто малое народное училище, где мальчиков учили чтению, письму, чистописанию, арифметике и Закону божию. В 19 в. появилась элементарная женская школа, затем в 1875 году учреждено мужское училище, появились читальня и две библиотеки. Грамотность населения поднялась до небывалого уровня в (47% в 1887 году), почти догнав Рязань, Скопин и Касимов.
В конце XIX века в Спасске работала городская амбулатория и земская больница, была аптека. Ведущим занятием населения продолжало оставаться сельское хозяйство. Промышленных предприятий было немного — в документах упоминаются четыре кирпичных завода, три овчинных фабрики, шесть кузниц и семь мельниц.

Один из литераторов 19 века писал: «Я приехал в Спасск осенью 1870 года и сразу же был поражен свежестью и яркостью впечатлений. Обширная приокская луговая полоса, простор с перспективной заманчивой дали… такие пункты как Спасск с его озерами, Старая Рязань поражают естественной красотой. Все это захватило мою душу.»

В 1929 году к имени «Спасск» было добавлено «Рязанский», чтобы отличать его от Спасска-Дальнего и других. Однако вторая часть названия не прижилась, среди местного населения никто не говорит «Спасск-Рязанский», на всех указателях и табличках написано г. Спасск. Тем не менее, по официальным документам город до сих пор называется Спасск-Рязанский.

В настоящее время город интересен хорошо сохранившейся городской застройкой конца XIX — начала XX столетия, а также живописными видами на Оку. Здесь работают хлебокомбинат, молокозавод, кожевенный завод, а также завод по производству мягкой мебели. Также Спасск-Рязанский привлекателен для поклонников гастрономического туризма, на местном рынке можно приобрести экологически чистую еду: молочные продукты, мясо и овощи.

От центрального перекрёстка в Спасске можно отправиться на родину учёного Циолковского в Ижевское, а также в Окский заповедник. Не случайно здесь уже несколько десятков лет стоит алюминиевая ракета и скульптура первого космонавта: Спасский район загадочно пронизан идеями покорения космоса и освоением иных миров. Так что Спасск — один из немногих городков, напоминающих о достойной профессии космонавта, которую мечтали освоить чуть ли не все школьники середины ушедшего столетия.
Спасский музей

Список достопримечательностей Спасска удачно дополняет местный краеведческий музей. Он появился в 1918 году, назван в честь доктора искусствоведения Георгия Ва́гнера и преследовал цель изучения и охраны городища Старая Рязань. С течением времени задачи расширялись, музей закрывали и открывали вновь, фонды перевезли из бывшей бакалейной лавки на нынешнее место — в особняк купцов Морозовых. В итоге музей разместился на двух этажах: первый заняли экспонаты отдела природы, предметы быта, диорама Старой Рязани и ценные находки с городища. Здесь же — коллекция ископаемых из села Никитино и бивни мамонта, найденные школьниками из села Половское.

На первом можно увидеть и галерею выдающихся уроженцев Спасска-Рязанского. Родился здесь народный артист РСФСР Дмитрий Орлов, театральный актёр, сыгравший роль «кольчужного мастера Игната» в фильме «Александр Невский» и рабочего Коробова в фильме «Ленин в 1918 году».

Родом из Спасска врач-офтальмолог Михаил Краснов, разработчик лазерных установок для безножевого лечения глаукомы, заболеваний роговицы. Краснов впервые в СССР и России произвёл имплантацию искусственного хрусталика. Мировую медицину врач обогатил четырьмя сотнями трудов, наибольшую известность из которых получила монография «Микрохирургия глауком».

Благодаря Краснову очень многие люди в России и за рубежом получили возможность заново видеть. Среди знаменитых уроженцев города — археолог Дмитрий Тихомиров, а также историк и юрист Александр Повалишин, на личные средства которого на рубеже XIX—XX вв.еков начались археологические раскопки на городище Старая Рязань, а также была организована работа по изданию древних актов Рязанского края. Тесно связаны со Спасском и два современных государственных мужа — депутат Госдумы РФ нескольких созывов Николай Булаев и сенатор Игорь Морозов.

Чтобы добраться до второго этажа музея, где воплощён интерьер купеческо-мещанского быта и зал боевой славы, нужно преодолеть лестницу, рядом с которой просится изучить себя газета с любопытным названием «Брачная». Выходило сие издание до революции и имело на своих страницах прелюбопытнейшие объявления: одинокие барышни и кавалеры перечисляли свои достоинства и требования к противоположному полу. Нельзя сказать, что желания, стремления и предпочтения со временем крайне изменились, но вот формулировки порой наивных обращений столетней давности изрядно умиляет.

Мост через Оку

По мнению учёных-географов, задолго до появления Спасска-Рязанского у места понтонного моста сливались две крупнейшие реки региона — Ока и Проня. Такие места ценились людьми во все времена: налицо и выгода транспортного положения на перекрёстке водных путей, и возможности рыбного промысла.

Позднее Ока сместилась на шесть километров к югу и сливается с Проней теперь у деревни Никитино, а на месте её былого русла сохранился Спасский затон.
В газете «Малая родина» был напечатан интересный случай, связанный с этим местом.

«В 2013 году на плашкоутном мосту через Оку на г. Спасск со стороны Старой Рязани один из рыбаков (говорят, что житель Москвы), ловя рыбу на спиннинг, при очередном забросе блесны в воду зацепил за что-то тяжёлое. После долгих усилий по вытаскиванию снасти из воды, неизвестного рыбака стали посещать мысли, чтобы просто отрезать леску и больше не мучиться. Однако, так как было жалко дорогую блесну, этот рыболов решил продолжить свои усилия по вытягиванию зацепившегося предмета. Какого же было удивление всех, кто был в тот день на мосту, когда на спиннинг из воды в итоге был вытащен небольшой железный сундучок, внутри которого оказались золотые и серебряные монеты. С тех пор этого везучего любителя рыбной ловли здесь не видели. Удивительно, но факт!»

Старая Рязань — первая столица Рязанского княжества
На подъезде к городищу сразу бросаются в глаза мощные земляные валы, когда-то защищавшие город. В древности на них находились 10-ти метровые деревянные стены. За валами раскинулась открытая всем ветрам равнина внушительных размеров. Сегодня здесь можно отыскать остатки каменных фундаментов трех соборов Старой Рязани — Борисоглебского, Успенского и Спасского — это всё, что осталось от одного из крупнейших городов своего времени, известного далеко за пределами Русской земли. Даже в наши дни ученым не удалось разгадать всех его тайн и загадок. Большинство рязанских летописей были уничтожены во времена многочисленных набегов кочевников, а в других источниках информации не так уж и много.

Первое письменное упоминание о Старой Рязани датировано 1096 году. Население города составляли 1500 человек, в основном здесь жили земледельцы и ремесленники. Город быстро развивался. Уже в 12 веке стал столицей самостоятельного княжества. Население быстро росло и к началу XIII века составляло уже 8000 человек. Это вполне сопоставимо с европейскими столицами эпохи Средневековья.

Рязанцы торговали с Византией, Ираном и Средней Азией, Европой. Везли товары и в Киев. В город ввозили серебро и цветные металлы, бусы и украшения из янтаря, горного хрусталя, индийских камней, вино и оливковое масло в амфорах. Процветало ремесло — обнаружены остатки кузнечных, бронзолитейных, гончарных и костеобрабатывающих мастерских. Было очень развито ювелирное дело — в кладах того времени находят украшения и вещи очень тонкой работы.

Жизнь города шла своим чередом, пока не наступил декабрь 1237 года. Огромная армия хана Батыя, внука Чингисхана, подошла к границам княжества. О дальнейших событиях рассказывает «Повесть о разорении Рязани Батыем». Ее пересказ вы найдете на информационных щитах, расположенных на городище.
Шесть дней и ночей держалась Рязань, но силы Батыя были велики. Ворвавшись в город, войска хана уничтожили всё, что могли, и превратили крепость в пепелище. В последующие годы набеги продолжались, с каждым разом заставляя всё больше людей покидать родные места. Постепенно, столичные функции были переданы городу Переяславлю-Рязанскому.

Старая Рязань — первый город Древней Руси, который начали изучать археологи. Помпеи и Трою в разговорах о городище вспоминают не случайно: кладов тут найдено много. Зимой 1237 года рязанцы зарыли все самое ценное и уже не смогли вернуться за своими сокровищами. Изучение городища началось именно с клада. В 1822 году через городище прокладывали дорогу на Ряжск и Исады, и лопаты рабочих наткнулись на истлевший кожаный мешок, внутри которого оказались роскошные золотые украшения с самоцветами весом почти в 3 килограмма. Особенно хороши три эмалевых образка с изображениями Богородицы, святых Ирины и Варвары, а также две подвески-колта со святыми Борисом и Глебом. Их назвали княжескими бармами, в настоящее время они выставлены в Оружейной палате Кремля.

В 20 веке в Старой Рязани проводились масштабные раскопки, и все-таки до сих пор исследовано лишь около 10% территории древнего города. За это время было найдено 17 кладов. Это золотые и серебряные украшения, монеты и др. ценные вещи. Часть их можно в экспозиции рязанского историко-культурного музея-заповедника. Спрятано кладов было, конечно, гораздо больше. Но часть из них погибла для науки — найденные случайно, они были проданы, разломаны, переплавлены. А часть, возможно, еще будет обнаружена.

Своеобразным символом Старой Рязани являются руины храма Бориса и Глеба, построенного на средства местной помещицы в начале 20 века. Интересный факт: церковь возведена на фундаменте древнего Борисоглебского собора. Это была своеобразная дань моде на восстановление ранее разрушенных храмов.
Вот только ученые и местные жители идею не оценили, т.к. при строительстве пострадали остатки древнего собора, некогда бывшего усыпальницей рязанских князей и знати.

В советские годы новодельный храм был разрушен почти до основания, осталась только арка из красного кирпича.

Еще одна местная достопримечательность — белокаменный памятный крест в честь святых Кирилла и Мефодия. Кстати, раскопки подтверждают, что многие жители Старой Рязани были грамотными. В разное время были найдены: книжные застежки и накладки на переплеты, многочисленные писала. Но особенно интересны так называемые бытовые надписи.

Раз в год городище оживает: каждый июль здесь проводят историко- патриотический праздник «Старая Рязань». Его площадки стараются воспроизвести быт, ремесла и атмосферу первой столицы Рязанского княжества.
А в остальное время здесь можно неспешно прогуливаться, любоваться потрясающими видами на Оку и Спасск. Многие отмечают особую энергетику этих мест. Здесь в одно неразрывное целое сливаются природа, удивительные находки, страницы учебников истории, романов и народных преданий.

Фатьяновка

Напротив древнего городища Старая Рязань возвышаются развалины дома на окраине села Фатьяновка. Мало кто знает, что так называемый в народе «белый дом» — это руины усадьбы дворянского рода Стерлиговых.

Род Стерлиговых выходит из числа служилого дворянства, на протяжении многих лет верой и правдой служивший России на военном и гражданском поприщах. Со Спасским уездом тесно связан с 18 века.

Но самое интересное в этих местах — уникальные и необычные для Рязанской области ландшафты. Междуречное плато, на котором распласталось село, падает почти отвесной стеной высотой в 45 метров к руслу Оки. Если встать на его край, кажется, что находишься над пропастью. Особенно в половодье, когда вода съедает узкую зону пляжа снизу.

Ока прижимается к правому склону долины, вызывая развитие оползней и срезая склон как бритвой. Сползшие массы грунта часто имеют вид причудливых бесформенных нагромождений — утёсов и башен, между которыми зияют трещины глубиной до двух метров. Склон живёт, грунт движется, и ландшафт здесь ежегодно меняет свой облик. Глядя на склон снизу, кажется, что попал в горы. По утёсам здесь и там карабкаются козы, объедающие скудную траву.

Ниже морены на склоне долины Оки у Фатьяновки лежит песок с прослойками озёрных глин и илов: это значит, что до прихода Днепровского ледника на месте самой деревни текла мощная река — предшественница Оки, что свидетельствует о тёплом и влажном климате доледниковой эпохи. Это время называют Лихвинским, потому как впервые подобные отложения были открыты и описаны у города Лихвин. Естественное обнажение у Фатьяновки — настоящий стратотип, то есть непрерывная последовательность слоёв за несколько десятков тысяч лет. Но наука утверждает, что возраст Земли составляет около 4,6−4,7 миллиарда лет.

Геологи всегда мечтали найти такой участок, где были бы представлены все породы, однако осадочные отложения, которые записывают историю, накапливаются лишь на дне рек, озёр, морей и океанов, конфигурация которых постоянно меняется — реки меняют течения, моря — контуры берегов. А суша — это всегда арена размыва, разъедаемая оврагами, где пропадают написанные природой страницы истории. Земная кора находится в постоянном движении: то опускается, то поднимается. Вот и Рязанская область неоднократно становилась дном моря. В итоге, на планете нет места, где вся история была бы записана непрерывной чередой слоёв, уложенных друг на друга будто тома Большой советской энциклопедии. Потому геологи собирают историю по крупицам, складывая миллиарды лет из таких вот участков с непрерывной записью в несколько десятков или сотен тысяч лет, как у рязанской Фатьяновки.

Геологическая уникальность в сочетании с неповторимым ландшафтом послужили причиной того, что в 2003 году «Фатьяновские обнажения четвертичных отложений» приобрели статус памятника природы Рязанской области.
Село Исады
Расположено в 15 километрах от бывшего центра Рязанского княжества — Старой Рязани. До XIV века село было «пригородом столицы». Есть мнение, что село Исады названо так из-за богатых садов, однако местные и краеведы утверждают: здесь была пристань, поэтому название произошло от старославянского слова «исад» — высадка.

Первое упоминание об Исадах встречается в Лаврентьевской летописи 1217 года: во время междоусобных войн рязанский князь Глеб Владимирович созвал для серьезного разговора в Исады своих братьев — князей рязанских и пронских. Во время пира его дружинники перебили пятерых братьев вместе со свитами, а также родного брата Глеба — Константина Владимировича. Местные не любят рассказывать эту историю предательства, но гордятся тем, что село — древнее, живописное и знаменитое: в нем родилось несколько известных людей.

Прежде всего это Прокопий Ляпунов, который в 1610 году создал первое земское ополчение против поляков — после смерти Лжедмитрия II они хозяйничали в Москве. В столице его поддерживал Дмитрий Пожарский. Освободив город, ополченцы создали «Приговор всей земли» — свод правил управления и жизни в обществе, который называют «первой Конституцией России». Но вскоре среди ополченцев возникли разногласия, Ляпунова при помощи подложной грамоты обвинили в предательстве, и казаки зарубили его саблями. Ополчение после этого распалось.

Сын Прокопия Ляпунова Владимир в честь отца заложил в Исадах храм Воскресения Христова. Исадская церковь — двухэтажная, с сочными кирпичными наличниками — мало похожа на сельский храм. Кстати, храм является, по сути, единственным в России памятником первопроходцу борьбы за восстановление утраченной русской государственности, военачальнику и политическому деятелю Прокопию Петровичу Ляпунову.

Исады до последних лет XVIII века принадлежали потомкам Прокопия Ляпунова, после чего перешли к роду Ржевских. Из них особенно выделялся Григорий Павлович Ржевский. По обычаям того времени, он с десяти лет был приписан к лейб-гвардии Семёновскому полку, повзрослев, побывал в военных походах и сражениях, выслужил полковничьи эполеты и даже удостоился золотой шпаги с надписью «за храбрость». Также с юности он увлекался театральным искусством. В Исадах Ржевский создал ба­летную труппу из крепостных актрис.

При этом вполне вероятно, что исадский «просвещённый театрал» в обыденной жизни был обычным для того време­ни крепостником-самодуром. Исследователи полагают, что Александр Грибоедов именно о Ржевском писал в комедии «Горе от ума»:

Или вон тот ещё,
который для затей
На крепостной балет
согнал на многих фурах
От матерей, отцов
отторженных детей?!
Сам погружён умом
в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры
Распроданы поодиночке!!!


В Исадах вырос и знаменитый историк древнерусского искусства Георгий Вагнер, внук исадского помещика Владимира Кожина. Он оставил ностальгическое описание села:

«Я вспоминаю Исады как земной рай. Оба дома стояли на высоком правом берегу реки Оки, белый — почти у кромки обрыва, а красный — отступя от него, так что перед ним оказалось место громадному цветнику, которым владела бабушка. За дворовыми фасадами домов располагались конюшня, скотный двор, птичник, амбары для зерна, большой колодец с конным приводом и на самом дальнем конце — гумно с молотилкой. Все эти постройки обрамлялись с одной стороны оврагом, заросшим лесом, а с другой — громадными садами и церковью, за которыми находилось село Исады. За лесом простирались дедовские поля».

Усадебные строения, кроме церкви, до нас не дошли, но сады на высоком берегу в этом «земном раю» хороши по-прежнему. Именно на берегу Оки, откуда открывается прекрасный вид на окрестности, лучше всего закончить знакомство с этим удивительным краем. А в качестве сувенира из Исад можно увезти рыбу, местные огурцы и лук из села Кутуково.
Информация о туре
!
Московское шоссе
1
Бульвар Победы
2
Московско-Рязанская железная дорога
3
Дягилево. Музей Дальней Авиации
4
Рыбновский район
5
Город Рыбное
6
Есенинская Русь
7
Село Константиново
8
Село Кузьминское
9
Святой источник
10
Cело Пощупово
11
Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь

12
Информация о туре
Мы все с детства знаем строки:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Но до конца понять и прочувствовать их можно лишь, оказавшись на родине поэта, в селе Константиново. Здесь туристов ждет особая атмосфера начала 20 века, бесконечные просторы полей и уникальные экспонаты.

Связаны с жизнью Есенина и окрестные села, все они недавно были объединены в достопримечательное место «Есенинская Русь». Самым крупным из них является с. Пощупово, где расположен Свято-Иоанно-Богословский монастырь — древнейшая обитель Рязанской области.

В нашем аудиотуре мы расскажем о самых ярких достопримечательностях «страны березового ситца». А начинается маршрут в Рязани. Расстояние, которое вам предстоит преодолеть совсем небольшое — порядка 40 км.

Приятного путешествия!
Московское шоссе
Первоначально Московским шоссе называлась городская застройка Троицкой слободы, которая ныне относится к Первомайскому проспекту. В начале 20 века здесь проходила городская черта. А в 60-е г. эти места начали застраивать панельными домами. Так появился Московский микрорайон — один из самых значимых спальный районов Рязани. Главной его достопримечательностью считается Троицкий монастырь. Справа от дороги находится Надвратная церковь, а вдалеке можно увидеть монастырские купола. Это очень интересное место, связанное с именем самого Сергия Радонежского. Первое упоминание об обители относится к 13 веку. В 1385 году преподобный Сергий Радонежский прибыл в Переяславль — Рязанский, чтобы покончить с враждой двух великих русских князей: Дмитрия Донского и Олега Рязанского. Некоторое время святой провел на подворье Троицкого монастыря.

В 1812 году в стенах обители был развернут госпиталь. В тот же год с последним обозом из оставленной Москвы в Рязань прибыл великий архитектор Матвей Казаков. В скором времени он скончался и был похоронен на монастырском кладбище. К сожалению, его надгробная плита была утеряна. После революции монастырь был закрыт и использовался под самые разные нужды. В настоящее время идет его активное восстановление.
Бульвар Победы
Слева по ходу движения - бульвар Победы. Это зелёная благоустроенная зона, протяжённостью около 5 км, отделяющая улицу Московское шоссе от жилых зданий. Создана к 60-летию Победы по инициативе губернатора Рязанской области Георгия Шпака. Здесь, помимо фонтана, расположены два монумента — стела с конным памятником Георгия Победоносца и памятник, посвящённый духовному и боевому братству русского и армянского народов «Хачкар– Крест Победы».

Высота основной стелы составляет 22 м, на вершине которой изображён великомученик Георгий, поражающий копьём змея. Памятник дополняют 4 барельефа, в которых проиллюстрированы военные достижения Рязанской земли. Скульптором монумента является Вячеслав Клыков. Памятник Георгию Победоносцу официально был открыт в Рязани на бульваре Победы 6 мая 2005 г. в день Святого великомученика Георгия, покровителя и защитника всех воинов.

Московско-Рязанская железная дорога
На выезде из города, справа, видна часть Московско-Рязанской ж/д. Это одна из старейших линий на Московском железнодорожном узле и единственная ветка с левосторонним движением. Строительство линии протяженностью 117 верст началось 11 июня 1860 г. и шло ускоренными темпами. Руководил процессом Карл Федорович Фон Мекк. После ухода с государственной службы он всецело посвятил себя предпринимательской деятельности. Рельсы и крепления к ним доставлялись морем в Кронштадт, а оттуда на обозах подвозились строителям.

Около 4 тысяч наемных рабочих было занято на сооружении трассы.
Через некоторое время руководить работами начал барон П.Г. фон Дервиз – известный российский предприниматель, меценат. Он обладал огромным состоянием, современники даже прозвали его «русским Монте-Кристо». Его сын Сергей Павлович выстроил в селе Кирицы Рязанской области удивительную по красоте усадьбу. Проект разработал Федор Шехтель – знаменитый архитектор, чьим именем назван целый стиль.

Приступая к эксплуатации дороги, правление делало ставку на грузовые перевозки. В 1862 г. ходило всего два пассажирских поезда в сутки: из Москвы в 12 часов дня, из Коломны - в 11 часов 11 минут. За год перевозили около 420 000 пассажиров. Линия Москва - Коломна - Рязань стала одной из самых доходных дорог России. В 1879 году вагоны разделили по классам и они стали разноцветными. Вагоны I класса были синие, II - желтые, III - зеленые, почтовый вагон был коричневым. Вместе с первыми поездами появились и первые безбилетники, которых неизвестно по какому сходству называли "зайцами".

Дягилево. Музей Дальней Авиации
Слева по ходу движения вы можете увидеть поселок Дягилево, который считается частью Рязани. Здесь располагается военная часть и авиабаза.

На ее территории — уникальный музей Дальней авиации. Он был создан в 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне по инициативе командующего Дальней авиацией Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Решетникова В. В. Считается одним из старейших в стране. В пяти залах представлены гвардейские знамена частей и соединений, участвовавших в Великой Отечественной войне, некоторые виды самолетного бортового оружия, модели самолетов.

Кроме основной экспозиции в музее существует площадка авиационной техники, где можно увидеть подлинные боевые самолеты послевоенного периода, самолеты современной Дальней авиации ТУ-16, ТУ-22, ТУ-95, ТУ-22М2, ТУ-22М3.
Рыбновский район
Сейчас вы въезжаете на территорию Рыбновского района Рязанской области. Он имеет славную историю и богат достопримечательностями. Прежде всего – это есенинские места. Но о них чуть позже. А пока вы находитесь неподалеку от села Глебово Городище, в окрестностях которого в середине 14 века прошло событие, имевшее большое значение для российской истории. В 1378 году на реке Вожа произошло крупное сражение русских войск с монголо-татарами. Тогда русские полки впервые одержали победу над ордынцами. Это сражение явилось генеральной репетицией Куликовской битвы. В наши дни в селе Глебово Городище установлена памятная стела, ежегодно проводится военно-исторический фестиваль, посвященный этому событию. Реконструкция вожской битвы - центральное действие всего мероприятия. Сражение воспроизводится как живая страница истории нашего края, позволяющая зрителям вживую окунуться в часть истории XIV века. Гости мероприятия могут увидеть воочию и рассмотреть в деталях воинскую экипировку и методику ведения боя.

Еще одно не менее интересное место- музей обороны и тыла, где можно познакомиться с биографией выдающей женщины - Дарьи Матвеевны Гармаш. Он был создан в 2010 году в д. Баграмово.

Основу коллекции составляют материалы по истории д. Баграмово, России ХIII–ХХ вв. Наибольший интерес представляют документальный и фото-архивы, личные вещи Героя социалистического труда Д.М. Гармаш, членов женской тракторной бригады, которой она руководила, а также участников Великой Отечественной войны. Среди экспонатов - личные вещи Дарьи Матвеевны, фотографии, фронтовые письма и документы, кадры хроники из Государственного архива кино-фото -документов.

Каждый год весной, перед началом полевых работ, музей проводит «Праздник первой борозды». В программе: засевание поля по крестьянским обычаям, ярмарочные ряды, мастер-классы, народные песни, соревнования, выставка современной сельхозтехники и многое другое.

Город Рыбное
Название его говорящее. Исстари эти места считались «рыбными». Отсюда к царскому столу в бочках везли белорыбицу. Правда, осетров в местных реках не видели уже давно. Но на гербе города рыба присутствует.

Имеются там и 3 золотые пчелы. Объясняется это просто: в городе давно работает НИИ пчеловодства. Его достижения известны всей России. При НИИ есть очень интересный музей, где можно узнать все о жизни пчел. В экспозиции представлены колоды «Царь», «Царица», «Царевна», которые принадлежали царю Алексею Михайловичу, улей-церковь, улей-колокольня и много других уникальных экспонатов.

Но прежде всего Рыбное – это крупный ж/д узел.

Есенинская Русь
Здесь начинается знаменитая «страна березового ситца». Именно об этих местах поэт писал:

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать….

Сергей Есенин посвятил родному краю немало нежных строк. А в одной из автобиографий упомянул, что «чувство родины основное в его творчестве»:

Я о своем таланте
Много знаю.
Стихи - не очень трудные дела.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

В настоящее время идет работа над созданием достопримечательного места «Есенинская Русь», куда входят места связанные с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Это села Кузьминское, Вакино, Пощупово и др. Общая территория составляет 45 тысяч гектаров.

Есенин покинул Константиново в 1909 году. В ту пору ему было 14 лет. Сначала он отправился учиться в Спас-Клепики, потом уехал в Москву. Но всегда с удовольствием приезжал в родное село. Позже он скажет в стихах:

...рязанские поля, где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна...

До своего дома Есенин добирался через станцию Дивово, откуда либо шел пешком, либо нанимал извозчика. Сегодня на станции есть небольшой музей и установлен памятник поэту.

Ваша дорога пройдет через Раменскую рощу. Есть основания полагать, что именно ее поэт описывает в стихотворении «Отговорила роща золотая»:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Село Константиново
Сердцем музея-заповедника является усадьба родителей Есенина. В доме всё так, как было более 100 лет тому назад. Об этом позаботились сёстры поэта, бережно хранившие долгие годы и книги, и мебель, и утварь. С их помощью была воссоздана атмосфера быта того времени, когда поэт приезжал в родной дом и слагал нежные стихи:

«Наша горница хоть и мала,
но чиста. Я с собой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила, как приятная память о друге».

Сам музей на удивление «теплый, живой». Заслуживают внимания и др. мемориальные объекты: усадьба Лидии Ивановны Кашиной — местной помещицы, ставшей одним из прототипов для главной героини поэмы Есенина «Анна Снегина», церковь Казанской иконы Божией матери, где крестили поэта.

Музей постоянно развивается, старается удивить даже самых взыскательных гостей. Помимо экскурсий, взрослые и дети могут поучаствовать в различных интерактивных программах и праздниках, во время которых можно совершить небольшое путешествие в начало 20 века: поиграть в старинные игры, научиться писать перьевой ручкой, увидеть театрализованные представления, узнать о местных традициях и обычаях. Все желающие могут изготовить себе сувенир собственными руками во время мастер-классов.

Совсем недавно на центральной площади села Константинова открылась чайная, где можно отведать кушанья и напитки, характерные для сельских заведений общественного питания начала ХХ века. Здесь гостям предлагают «крестьянские обеды» и «угощение бабушки Тани», куда входят блюда, которые нравились Сергею Есенину и его односельчанам.

Отдельного внимания заслуживает Всероссийский праздник есенинской поэзии, приуроченный ко дню рождения С. А. Есенина. В этот день в Константиново выступают известные артисты, певцы и музыканты, проводятся различные представления и выставки.
Село Кузьминское
Село Константиново стоит на высоком Окском берегу уже почти 4 сотни лет.
Первое упоминание о нем относится к началу 17 века. Во времена Есенина село было крупным и развитым. С конца 19 века здесь работала школа. Насчитывалось 313 дворов и 2098 жителей. Особенностью села является его протяженность вдоль высокого берега Оки. Это же относится и к соседнему селу Кузьминскому.

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес, и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Четкой границы между Константиновом и Кузьминским сейчас нет. Они просто переходят одно в другое. Кузьминское было волостным селом. В начале 20 века насчитывало около 600 дворов. В своей биографии Есенин указывал, что родился в «селе Константиново, Ряз. губернии Рязанского уезда Кузьминской волости». Еще с 17 века в селе были 2 церкви: Воскресенская и Ильинская.

Есенин часто бывал в Кузьминском, об этом свидетельствуют современники. В 1914 году на Оке у села Кузьминского был установлен шлюз, проработавший, кстати, до нашего времени. Поэт упоминал об этом в письме своему другу Грише Панфилову.

До наших дней в центре села сохранилось каменное здание волостного комитета. Неподалеку регулярно проводились базары. Сестра Есенина, Шуру, вспоминала: «Здесь можно было купить все, начиная от лаптей и глиняных горшков, до коров и лошадей, узнать, где продается дом, кто женился, кто разделился».

А у Есенина есть такие строки:

На плетнях висят баранки,
Хлебной брагой льет теплынь.
Солнца струганные дранки
Загораживают синь.

Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
От вихлистого приволья,
Гнуться травы, мнется лист.

Мы выезжаем за пределы Кузьминского, посмотрите вперед, чуть слева уже видна колокольня Иоанно-Богословского монастыря.

Полюбил я с тоской журавлиною
На высокой горе монастырь

Это древнейшая обитель на Рязанской земле. Да и во всей России сохранилось очень мало монастырей домонгольского периода. Никаких документальных свидетельств об основании монастыря не сохранилось. Но доподлинно известно, что в 12 веке он уже существовал. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения язычников. Они принесли с собой икону Иоанна Богослова, привезенную из Константинополя.

Апостол Иоанн Богослов особо почитаем на Руси. Это самый юный ученик Христа, к которому у Спасителя было особое отношение. Именно Иоанну Христос поручил свою мать, и тот да самой смерти Богородицы заботился о ней. Самыми известными трудами Иоанна Богослова стали откровение «Апокалипсис», 3 послания и Евангелие. Евангелие от Иоанна начинается с описания божественного происхождения Христа: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Именно поэтому этого апостола называют Богословом.

Одно из преданий рассказывает, что Иоанн Богослов защитил монастырь от войск хана Батыя. После разорения Старой Рязани татары подступили к монастырю, намереваясь его разграбить. Но им явился апостол Иоанн. Ему удалось так напугать хана, что тот не только отказался от своих намерений, но и оставил около иконы свою золотую печать, которая сохранялась в течение 416 лет.
Но судьба монастыря была отнюдь непростой. Он неоднократно страдал набегов крымских татар и мордвы. В одном из преданий говорится, что монахи даже хотели перенести монастырь в более спокойное место. Но икона исчезла из нового монастыря и была вновь обретена здесь, в Пощупове.
Святой источник
Неподалеку от монастыря находится Святой источник. Он, как и пещерный комплекс, находится на территории заповедной дубовой рощи.

Издревле источник почитался как чудотворный. По легенде, его воды исцелили боярина Басманова, бывшего опричником Ивана Грозного. Он совершил немало злодеяний, но в преклонном возрасте он серьезно заболел. Тогда он раскаялся в своих делах, много молился, но исцеления не наступало. От настоятеля монастыря он получил разрешение пожить в пещерах, которые в тот момент уже пустовали. Там Басманов непрестанно молился. Но хворь по-прежнему терзала его.

Почувствовав приближение смерти, он решил совершить омовение в источнике. И на следующий день проснулся здоровым человеком. И таких историй очень много.
Село Пощупово
Жизнь села всегда была связана с монастырем. В старину эту местность называли Богослово.

Есть легенда, объясняющая современное название села. Давным-давно в этих местах жили братья-разбойники Пан, Пощуп и Ромадан. Вокруг их домов со временем образовались деревни. Другая гласит, что название произошло от слова «щупать». В этих местах река Ока делает поворот и становится узкой, удобной для грабежа. Говорили, что лодки и баржи здесь «прощупывали».

В наши дни Пощупове находится небольшой, но очень интересный сказочный музей игрушки. Пощуповская игрушка авторская, единственная в своем роде. Родилась она в семейной мастерской художников Ивановых — лауреатов международных выставок народного творчества. Каждая придумывается и лепится самим художником. Все герои традиционно русские животные.

Сочетание обливной керамики с оригинальной матовой росписью — находка художников. Экспозиция музея выстроена так, что ее можно рассматривать часами. Особенно интересно посетить музей-выставку детям. Но и взрослых она не оставит равнодушными. Самые популярные экспонаты: коты, собаки, ежи, поросята, зайцы, мышата. У каждого свой характер, свой наряд. Нередко они живут семьями и заняты воспитанием малышей. Поэтому пощуповскую игрушку называют семейной. Она отличается тонким юмором, добротой, несет радость и взрослым, и детям.

Недалеко от Пощупова находится старинное село Новоселки. Издавна эти места славились урожаями малины. Причем ягода здесь росла очень крупная, ароматная. Новоселковскую малину подавали даже на царский стол. В 19 веке из Новоселок по Оке в Москву шли баржи, груженные первосортной малиной. Малину выращивают здесь до сих пор. Вот уже 10 лет в Новоселках проводится праздник, посвященный этой ягодке — фестиваль малины.
Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь
Первоначально монастырь, скорее всего, был пещерным. До наших дней сохранился комплекс пещер, датируемый 12 веком. Но вход туда запрещен из-за угрозы обвалов. Вплоть до середины 17 века все постройки монастыря были деревянными.

За много километров видна колокольня в русско-византийском стиле. Это вторая по величине колокольня в Рязанской области. Первая находится на территории Рязанского кремля. Она была построена в 1901 году по проекту рязанского архитектора В. Цеханского. При строительстве использовались самые современные на тот момент инженерные технологии.

Неподеку от Большой колокольни расположена Малая шатровая колокольня. В ее нижнем ярусе устроен однопрестольный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Он обустроен и расписан в стиле 17 века.
Главный храм обители – Иоанно-Богословский собор. Он был построен в 1689 году на месте дуба, на котором был найден образ Иоанна Богослова. Во второй пол. 19 века его перестраивают по проекту рязанского губернского архитектора Щетинина. Московские живописцы расписали стены и потолок храма.

Современники вспоминали, что обитель была обустроена великолепно. Под алтарной частью собора установлен одопрестольный храм в честь преподобного Серафима Саровского. В этом храме расположена братская костница, устроенная по образцу афонских.

Другая важная святыня монастыря – храм Успения Пресвятой Богородицы. Он был возведен в 1868-1870 гг. Но в 20 веке во время гонений на церковь сильно пострадал, его реставрация продолжалась целых 20 лет. В начале 21 века в церкви был установлен уникальный фаянсовый иконостас.

Большим испытанием для обители стали годы советской власти. В 1930 году все монахи во главе с архимандритом были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности и сосланы. Монастырь был закрыт и упразднен.

Плейлисты на Яндекс. Музыке

Мы собрали для вас плейлисты, посвященные легендарному русскому поэту Сергею Есенину и Константину Паустовскому — человеку, для которого Рязанский регион стал особым источником вдохновения и уголком спокойствия.